Православные приходы и
монастыри Севера

Смотрите также

Гонгинский приход

Гонгинский приход. В Лодейнопольском уезде.

(Сообщ. от Олонец. Губ. Стат. Комит.)


Гонгинский погост (деревня Великодворская) находится Лодейнопольского уезда, в Великодворском обществе, в расстоянии от губернского города, по прямой просёлочной дороге, 125, от г. Лодейного Поля, по почтовому архангельскому тракту, 116, а от ближайшей почтовой станции 15 верст. Погост расположен близ озера Гонгинского или Оренженского, от которого отстоит только на четверть версты. На погосте 1 деревянная церковь, которая находится в скудном состоянии.

Гонгинский приход простирается с востока на запад на 35 верст: дальние деревни от погоста отстоят - на восток в 25, на запад в 10, на юг и север, тоже в 10 верстах. Ближайшие окрестные приходы: на севере Юксовский, на западе Винницкий, в котором находится квартира Станового Пристава и Великодворское Волостное Правление.

Местоположение прихода гористое, с разбросанными между гор озерами и болотами; материк между ними покрыт каменьями, местами крупными, а местами мелкими. Почва земли песчаная, с мелким камнем; подпочва такая же.

Лес произрастает в изобилии. Из дикорастущих дерев встречаются следующие: ель и сосна растут в лесных местах, достигают высоты 12 и более сажен и толщины в отрубе около 12 вершков; береза растет более на сырых местах и бывает вышиною до 7 сажен, толщиною в отрубе около 6 вершков; осина почти таких же размеров; липа встречается только местами, но не высокая и тонкая; черемуха, калина и рябина. Кустарники растут около озер во множестве, а на возвышенных местах встречаются редко: смородина красная и черная, можжевельник, малина, шиповник и терновник. Из ягод родятся, только в малом количестве: земляника, команика, клюква, морожка, брусника, черника и голубика. - Садовых дерев и растений никаких не разводят.

Дикие звери постоянно водятся следующие: волк, норка, лисица, куница, белка обыкновенная, заяц русак, выдра, медведь. Изредка попадаются: россомаха, рысь, горностай, лось, обыкновенный олень. Птицы: ласточки, жаворонки, перепелы, дрозды, скворцы, зимородки, иволги, кукушки, горлицы, журавли, дикие гуси, лебеди; прилетают в Апреле и Мае и остаются на лето; детей выводят в Июне; улетают некоторые в Августе, другие в Сентябре и Октябре. Из гадов встречаются в большом количестве: змеи, жабы, лягушки, ящерицы; водятся лесные муравьи, а осенью показываются мухи, на подобие шпанских.

В 1860 году в Гонгинском приходе считалось жителей: муж. пола 600 и жен. 650 душ. По отзывам священно-церковно-служителей, в приходе ежегодно рождается детей: муж. пола от 25 до 35, жен. от 30 до 40, а умирает обоего пола на половину менее числа рождающихся; но в те годы, когда свирепствовала натуральная оспа и красуха (корь), смертность была значительнее. Браков, средним числом, в год бывает от 7 до 12. - Между крестьянами число грамотных очень незначительно - около 30 человек на 600 душ мужеского населения; женщин грамотных вовсе нет. Зажиточных крестьян считается во всем приходе до 10 домохозяев, достаточных около 100 семейств и почти столько же бедных; всего же в приходе числится до 200 семейств.

Крестьяне здешние среднего роста, по большей части около 2 ар. 5 вер., волосы имеют темнорусые, глаза серые; говорят русским наречием, свойственным всему Лодейнопольскому уезду. Домы у них строятся из соснового и елевого леса. Дом делится на две половины: одну занимает изба для житья семейства; другая в особой связи, назначается для хранения хозяйственных и домашних вещей; между обеими половинами устраиваются сени. У некоторых крестьян во второй половине ставится печь, и таким образом она делается теплою чистою комнатою. Над хлевами, соединенными с жилою избою через сени, находятся сараи. Печь в жилой избе занимает средину задней стены; против нее стоит стол, в переднем углу св. иконы, в простой деревянной божнице (иконостас).

Буднишная одежда крестьян - рубашка из домашнего холста, а праздничная - ситцевая и какие-нибудь штаны; верхняя одежда - кафтан или балахон, в праздники поддевка или кафтан из нанки или сукна, со сборами назади. Зимою носят шубы и армяки, в праздники тулупы. Женщины запросто носят холщевые, крашенинные сарафаны, а в праздник ситцевые; верхняя рабочая одежда их - балахон, кафтан или овчинная шуба, а в праздник, особенно у девушек, заячья шубка и капот, длинный или короткий, на вате. Мужчины носят на голове обыкновенные шапки или фуражки, а женщины платки или косынки. Сапоги у мужчин в простые дни из белой домашней кожи, а в праздники из фабричной; женщины ходят в башмаках и полусапожках.

Пища в праздники и будни одна и та же, исключая великого поста: сушеная, вяленая и свежая рыба; в праздник приготовляют пироги, кокачи, калитки и пр. Осенью едят картофель, капусту и репу, которой сеют много в лесных местах; из репы делают квас.

Из обрядов местных крестьян замечателен следующий. В сороковый день после умершего родственника под скатерть на стол кладется ложка, для того, что покойный в этот день будто бы приходит и обедает с родными невидмо; после обеда вся родня провожает мнимого гостя с плачем за двери, по направлению к кладбищу.

В праздники между девушками и холостыми мужчинами составляются шены, называемые здесь разбежкою.

Относительно умственного и нравственного развития здешние жители стоят на самой низкой степени, и это зависит от недостатка между ними грамотности. Правда, несколько мальчиков обучаются у сельского причта на погосте, но для большего распространения между крестьянами учения не имеется ни средств, ни учебных пособий. Сельское народное училище находится при Волостном Правлении, в дальнем расстоянии как от погоста, так и от других селений; почему крестьяне затрудняются посылать туда детей. Если бы такое же училище учреждено было и на самом погосте, крестьяне стали бы охотнее отдавать в него детей, хотя бы по примеру тех селений, где уже существуют подобные заведения; в этом случае, по крайней мере, они не могли бы отзываться недостатком средств для образования детей, как отзываются теперь отдаленностью приходской школы и неимением на своем погосте учебных пособий.

Хлебопашество у Гонгинских крестьян идет обычным путем, по старине, хотя и составляет главное и единственное занятие их и промысел, обеспечивающий их существование. Количество полевой земли у крестьян не одинаково; например, в одном селении, при 40 ревизских душах, 15 десятин, а при другом, только при 15 душах, 12 десятин. Вообще крестьяне полевою землею скудны, а потому многие делают новые запашки в лесах. Земля считается не десятинами, а полосами, длиною в 50 и 100 саж., шириною в 10 и 20 саж. Система хлебопашества трехпольная. Сеется озимая рожь, овес и ячмень; других хлебов не разводят. Зажиточные из крестьян засевают от 25 до 30 четвериков ржи, от 50 до 70 четвериков овса; ячмень сеется в малом количестве, только для приготовления крупы на домашнее довольствие. Бедняки засевают гораздо меньшее количество хлеба. Картофель сеют тоже в малом количестве на огородах близ домов; в последнее время это растение начало гнить в сильной степени.

Земля пашется под озимую рожь два и три раза летом, перед засевом, и выбаранивается деревянными боронами; при чем вывозится на поля обыкновенный назем от домашнего скота, для которого употребляют подстилку из соломы. Под овес земля пашется в первый раз осенью, а потом следующею весною, вместе с севом. Для паханья употребляется двусошная соха; другие земледельческие орудия здесь неизвестны. Ранний сев овса и ржи считается лучше, нежели поздний. Четверик овса в зерне весит 27 ф., а четверик ржи 1 п. 10 ф. Длина ржаной соломы бывает на полях от 5 до 6 четвертей, а на лесных запашках до 7 четвертей. Весь хлеб сушится с соломою в ригах, обмолачивается на гумнах; сыробоем не молотят. Хлебное зерно мелется на домашних мельницах, которых считается в приходе водяных 4 и ветряная одна. Цены на хлеб существуют следующие: рожь по 1 р., ячмень 85 к., овес от 35 до 50 к. за четверик. Высеваемого хлеба бывает недостаточно на местное продовольствие; недостающее количество муки крестьяне закупают на ярмарке в Оштинском погосте.

Из других хозяйственных растений разводятся ещё следующие. Лен сеют преимущественно в лесах, но в небольшом количестве, только для приготовления холста на домашнее употребление; длина его бывает около 5 четвертей. Конопли сеют также немного, на полях, около дворов, собственно для приготовления холста и ниток на рыболовные снаряды. Горох сеют на полях между хлебом, а репу в лесных местах и в большом количестве.

Скотоводство весьма незначительно; сенных луговых покосов совсем нет, а есть частию лесные покосы. Из домашнего скота крестьяне держат лошадей, коров и овец простой породы. Зажиточные имеют по 2 лошади и от 4 до 6 коров с мелким скотом; у бедных по 1 лошади и 1 корове; овец бывает по 5 и более. Все сельские работы исправляются лошадьми. Летом скот кормится на выгоне, на зиму запирается на дворы и в хлевы; лошадей кормят сеном, а коров соломою и частию сеном. Лучшая в теле корова дает молока от 3 до 4 кружек, а обыкновенно 2 кружки.

Промышленность и занятия крестьян, кроме хлебопашества, составляют: вывозка дров и бревен, летние заработки на Вознесенской пристани и на р. Свири. Здесь приобретаются ими деньги и на обеспечение семейств недостающим хлебом и на уплату податей. Вообще надобно сказать, что наши прихожане отличаются ленью и праздностью. Между 600 душ мужского населения прихода, нет почти ни одного ремесленника - ни печника, ни столяра, ни портного, ни кузнеца, а только малая часть сапожников.

Сельское управление в Гонгинском приходе происходит на общем основании, чрез Волостное Правление и мирские сходки, на которых решаются общественные дела; важнейшие из них бывают в присутствии Окружного Начальника. Крестьяне, более сведущие в делах, называются "опытными знахарями", и все остальные обращаются к ним за советами и наставлениями, не только в общественных, но и в частных домашних делах.


Корреспондент Олон. Губ. Стат. Комитета, крестьянин Иван Ефимов.

30 ноября 1860 г.


Источник

Олонецкие губернские ведомости. 1861 год. Неофициальная часть. №1, с.с. 2-3; №2, с.с. 7-8.

Смотрите также

Гонгинский приход