Православные приходы и
монастыри Севера

По поводу смерти старосты Градской Воскресенской церкви Д. М. Жебелева

1 сего Января скончался староста градской Воскресенской церкви, Архангельский купец Дмитрий Михайлович Жебелев, 60 лет, в продолжении 17 годов проходивший должность старосты при упомянутой церкви.

Деятельность и материальное содействие покойного по благоустройству церкви, церковного хозяйства и помещения для причта настоятелем церкви о. А. Заостровским в рапорте на имя Его Преосвященства изображены так: покойный Дмитрий Михайлович Жебелев начал службу церковного старосты при Воскресенской церкви в 1868 г., когда Воскресенский храм крайне стал ветшать, и к обновлению его не предвиделось никаких средств, хотя и предпринимаемы были различные меры. Покойный, заметив ветхость храма, в 1870 г. приступил к обновлению его своими средствами, и в этот же год благолепно украсил придельный храм Св. Мученицы Параскевы. В 1874 г. устроил также благолепно придельный храм Преподобного Антония Сийского, а в 1875 г. обновил и главный храм Воскресения Христова. На все это употреблено им из своих средств до 15-ти тысяч рублей. В течении всей семнадцатилетней службы ежегодно расходовал на певчих до 300 р. и во все великие и храмовые праздники освещал церковь на свои средства, употребляя на это до 150 р. в год. Заботясь о благоустройстве и благолепии храма Божия и торжественности совершаемого в нем богослужения, Дмитрий Михайлович большое благодеяние сделал и для причта. Близ Воскресенской церкви, в ее ограде, по набережной Двины, находились развалины каменного здания, переданного городским обществом во владение Воскресенской церкви. Дмитрий Михайлович, имея в виду, что ранее причт помещался в деревянном доме, холодном, пришедшем в совершенную ветхость, решился приступить в 1882 г. к перестройке вышеозначенного каменного здания и переделал его совершенно заново, так что для причта, состоящего из священника и псаломщика, образовались весьма удобные квартиры. Кроме квартир для причта, к дому сделана новая каменная пристройка из 3-х комнат для отдачи под постой; плата за это помещение поступает в церковь. В том же 1882 году устроена новая каменная ограда вокруг церкви. На устройство дома, ограды, забора вокруг дома и двух амбаров для причта употреблено Дмитрием Михайловичем 11661 р. 17 коп.

За такие щедрые жертвы покойный оценен был и Правительством: в 1870 г. Высочайше награжден был золотою медалью для ношения на шее на Станиславской ленте; в 1876 г. такою же медалью на Аннинской ленте; в 1878 г. - на Владимирской ленте и в 1883 г. - на Александровской ленте.

Но покойный Дмитрий Михайлович не земных наград искал. Вот что писал он мне 11 Мая 1884 г., когда передавал дом, окончательно устроенный им для причта: "Отец Настоятель с причтом! примите мое приношение, приносимое во имя Господа, помолитесь, чтобы Господь принял оное, как принял Он лепту вдовицы, мое приношение есть дань моих глубоких сердечных чувств к пользам Святой церкви! Если сочтете меня достойным, то не забывайте меня, сестру мою Александру и сродников наших на ваших святых молитвах, а когда Господь призовет нас к иной жизни, Им, по Его неизреченному милосердию, нам и всем верующим обещанной, помолитесь о вечном спасении душ наших. Молитва, приносимая от чистого сердца, есть высшее благо для тех, за кого она приносится и я прошу об этом не по сознанию моей заслуги, но по сознанию моих немощей."

Источник

Архангельские епархиальные известия, 1885 г., №2, с. 8-10.