Православные приходы и
монастыри Севера

Македонская Н. М. Дополнение к описанию Маткозерской пустыни.

На сайте Череповецкой епархии «Комиссия по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии» есть такая статья:

Преподобный Фавст Пустынник

Фавст Пустынник*(?), преподобный († кон. XVII в.). Основатель Спасо-Маткозерской пустыни между приандомскими озерами Маткозеро и Сарозеро, ныне эта территория относится к Янишевскому поселению Вытегорского района Вологодской области. В 1681 году им построена  деревянная холодная однопрестольная церковь с колокольней в одной связи, освященная во имя Спаса Нерукотворного Образа. Вскоре старец Фавст был уличен в расколе и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где находился в заключении несколько лет. В 1686 году архиепископ Вологодский Гавриил приказал освободить Фавста из тюрьмы и оставить его в монастыре под надзором архимандрита Тимофея до окончательного исправления. Через некоторое время Фавст вернулся в свою обитель. Об этом свидетельствовала надпись на колоколе: строитель Фавст, 1692 год. В  1764 году Спасо-Маткозерская пустынь Вологодско-Белозерской епархии упразднена, монастырская церковь стала приходской. Похоронен, предположительно, в основанной им пустыни (между озерами Маткозеро и Сарозеро (Янишевское сельское поселение Вытегорского района)). В святцы имя не включено.

Имеют место попытки сопоставить иеромонаха Фавста (основателя Спасо-Маткозерской пустыни) с Фавстом Пустынником Вологодским, включенным в Собор Вологодских святых, что малообоснованно. Из материалов «Государственного архива Вологодской области» следует, что Спасо-Маткозерская пустынь в XVIII веке относилась к Белозерскому уезду и входила в состав Вологодской епархии. Только в 1788 году императрицей Екатериной была проведена епархиальная реформа, и территория пустыни отошла к другой епархии. Поскольку Спасо-Маткозерская пустынь входила в состав Белозерского, а не Вологодского уезда, то подвижника должны были именовать Белозерским (или Маткозерским), а никак не Вологодским.

Кроме того, празднование Собора Вологодских святых было установлено святителем Иннокентием (Борисовым) в 1841 году. На тот момент Вытегорский уезд принадлежал Олонецкой губернии и Олонецкой епархии, образованной в 1828 году. Поэтому преподобного Фавста, подвизавшегося на данной территории, не могли включить в состав Собора Вологодских святых.


А теперь некоторые соображения о том, что маткозерский Фавст может быть тем самым Фавстом Пустынником.

1. Епископ Евгений Болховитинов, управлявший Вологодской епархией с 1808 года по 1813 год, в списки Вологодских святых не включил преподобных Белозерского уезда. Епархия во времена епископа Евгения называлась Вологодско-Устюжской, Белозерский уезд в неё не входил. Епископ Евгений составил списки святых своей епархии, списки святых Вологодского, Вельского, Великоустюжского, Грязовецкого, Кадниковского, Никольского, Сольвычегодского, Тотемского, Яренского уездов. Пустынника Фавста в списках епископа Евгения нет потому, что Фавст был из Белозерского уезда. Это значит, что Фавст из Маткозерской пустыни и Фавст пустынник Вологодский, возможно, один и тот же человек.

2. В Книге глаголемой белозерские святые идут отдельным списком (Града Белаезера святыя), но имя белозерского преподобного Иродиона Илоезерского включено в список Вологодских святых. Почему же Фавст пустынник из списка вологодских святых не может быть монахом из белозерского уезда, как Иродион? Конечно, может.

3. Имена одних и тех же белозерских преподобных включены как в Собор Вологодских святых, так и в Собор Новгородских святых: Кирилл Белозерский, Мартиниан Белозерский, Нил Сорский, Герман дивный, Моисей прозорливый и т.д. Нет такого правила, что имя святого может быть в составе только одного Собора святых. Например, соборная память Кирилла и Мартиниана Белозерских празднуется ещё и в день Радонежских святых.

Что касается вытегорья, то соборная память преподобного Макария Высокоезерского празднуется в День Карельских святых, в Книге глаголемой имя его находится только в общем списке; имя преподобного Евфросина Курженского в Книге глаголемой - в списке Каргопольских святых, в церковном календаре его имени нет.


Уверенности, что основатель Маткозерской пустыни Фавст и Фавст пустынник Вологодский - один и тот же монах, мешает только число 15. В Книге глаголемой имя Фавста находится в списке святых 15 века. Фавст на Маткозере жил в 17 веке. Но, возможно, в книге глаголемой - ошибка.


30 декабря 2017 года