Православные приходы и
монастыри Севера

Челобитные и допросные речи попов Пермогорской волости о капитонской ереси в их приходах

CLVII.1686, января 11. Челобитные и допросные речи попов Пермогорской волости о капитонской ереси в их приходах.

Государю преосвященному Александру, архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому, бьет челом царьской и твой богомолец, Устюжского уезду, Пермогорской волости воскресенский поп Кондрат. В нынешнем, государь, во 194 году, по твоему архиерейскому указу, взят я богомолец твой на Устюг Великий в расколном деле, по извету той же волости дьякона Василия, в том, что у Рожественских попов , у Ивана с сыном его Григорьем, в служебнике руки и в прологу слова скребены; а я богомолец твой, по тому их служебнику не служивал, а служил я у церкви Воскресения Христова, и служебник, государь, у той церкви свой сохранен; а со всякими, государь, потребами хожю я к детям своим духовным в Верхной конец, а расколщиков, государь, никого нет. А у них, государь, попа Ивана с сыном ево Григорьем, в их половине в Нижном конце, расколщики есть, Аввакумовы дети, к церкви божии не ходят и младенцов в церкви Божии не крестят, а крестят они попы в домех у них, а тебе, архиерею Божию, на таких раскольщиков не извещают, а им потакают. А я богомолец твой, по твоему архиерейскому указу, сослан под начало в Архангельской монастырь под начало и сижю в цепе шестую неделю. Милостивый государь преосвященный Александр, архиепископ Великоустюжский и Тотемский, пожалуй меня богомолца своего, вели, государь, их попа Ивана с сыном ево в том деле допросить, а меня вели, государь, из чепи освободить. Государь святитель, смилуйся.

На обороте: К сей челобитной поп Кондрат руку приложил. –

Помета: 194, генваря в 8 день, допросить попа Ивана и сына ево против челобитья.

И против сей челобитной и пометы, в архиепископье розряде духовных дел перед игуменом Макарием, да перед приказным Игнатьем Лукиным, да перед дьяком Иваном Осколковым, Пермогорской волости Рожественской церкви попы Иван да сын ево Григорей допрашиваны.

А в допросе они по священству сказали: в той же де Пермогорской волости крестьяне Матюшка Аввакумов з братьями росколщики: к церкви Божии не ходят и на исповедь к ним попам никогда не бывали, а младенцов де у них у Матюшки з братьями в церкви и в домех никого не крещывали, потому что у них Матюшки з братьями у них в волости младенцов не бывало. А преосвященному де архиепископу они попы на Матюшку з братьями не извещали потому, что они Матюшка з братьями живут у них в Пермогорской волости невдавне, а жили они Матюшка з братьями неведомо где, и им де Матюшке з братьями они попы ни в чем не потакают, тем де он поп Кондрат их попов Ивана и Григорья клеплет и оглашает напрасно.

На обороте: Поп Иван Петров сказал и руку приложил. Поп Григорей сказал и руку приложил.

194, генваря в 11 день, в архиепископье розряде духовных дел перед игуменом Макарием, да перед приказным Игнатьем Лукиным, да перед дьяком Иваном Осколковым Устюжского уезду, Пермогорской волости, воскресенской поп Кондрат по священству сказал: в той де Пермогорской волости крестьяне Матюшка Аввакумов з братьями веруют капитонскому учению, а кроме их Матюшка з братьями, в той Пермогорской волости иных роскольщиков никого нет. То моя и сказка. Сказку писал, по его попову велению, архиерейской площадной подьячей Федко Васильев Костров.

На обороте: Поп Кондрат сказал и руку приложил.

Акты Устюжской епархии / Русская Историческая библиотека, Т.12 (Акты Холмогорской и Устюжской епархии, часть первая). - Санкт-Петербург, 1890. Стб. 687-690 (стр. 390-391).

Подготовка текста - В. Н. Заозерский