Православные приходы и
монастыри Севера

Архивные документы Дроковановской Николаевской церкви

Запись ("помета") священника Николаевской церкви Логина и дьячка Тимофея об обстоятельствах осмотра Дроковановской Николаевской церкви в связи с ложным челобитьем пономаря Алексея и о недостойном поведении последнего.

14 апреля 1696 г.

СД (1696) году апреля в 14 де Дроковановы Кулиги Николаевской поп Логин пошел со кресты в Пермогорскую волость с дьячком Тимофеем Тимофеевым да с пономарем Алексеем Гавриловым. И пономарь Алексей (ико)ну Богородичну несл. И на согре в Пермогорск(ую) (волость) идучи и дошед до ростани с ых Богородицею побежал в лес в зузем. И сузем на поля выбежал. И по задворью лесом бегал. А люди туто были, как он пономарь побежал в сузем с дороги. И те ево глупости видяли Никита Пантелеев Кожиных, Кипреян Варфоломеев Макаровых, Семен Федоров Лобановых, Стефан Дмитриев Прожериных, Яков Ив(а)нов Глинских, Григорей Кипреянов и иные многие люди нищие. И мы поп и дьячек воротилися со кресты, и с народом и пришли на площадь, а ево пономаря в доме нет. И мы поп и дьячек и крестьяне на площадь седили многое время. И увидял нас на площаде Гаврило Стефанов Видерников и пришед к нам на площадь. А он пономарь еще из лесу не бывал, и мы стали росходитца по дом(ам) с площади. А он пономарь вышел из за просфирнина двора и с ыконою и пробежал к себе во двор и в ызбу заперся. И нас стали крестьяне кликать, воротитесь поп, пономарь де из лесу вышел. И я поп и дьячек с мирскими людьми пришед к нему пономарю под окно и стал ево звать, пожалуй пойди пономарь церковь отопри, чтобы нам кресты поставить в церковь. И он пономарь почал меня попа бранить при тех вышеписанных крестьянех, и от церкви, и от икон стал мне отказывать. Тебе, де попу дела нет до церкви и до икон церковных, де на мне положена и с ыконами. И он пономарь вышел из двора с ключем церковным и церковь отпер. И я поп, у него пономаря церковной ключ взял при тех вышеписанных крестьянех с ними по совету. И в церкве всякия церковные утвари досматривали. И все в целости. А от церкви ему пономарю не отказывали до архиерейскова указу. В том я поп Логин и помету людем учинил, при которых людех ключь взял у него пономаря. Помету писал по велению мирских людей и попа Логина церковной дьячек Тимошка Тимофеев Беклемишевых.

Источник: РГАДА. Ф. 1206. Оп. 2. Д. 96.


Челобитные церковнослужителей и прихожан архиепископу Александру о назначении на церковные должности, приговоры мирских сходов об избрании церковнослужителей и решения по челобитным.

7 мая 1699 г.

Гсдрю Преосвященному Александру архиепископу Великоустюжескому и Тотемскому бьет челом Дроковановы Кулиги Николаевской церкви поп Логин да староста Сенка Федоров Смиренниковых и к(ре)стьяне Володка Васильев Яковлевых Мишка Дмитриев Богдановых Гаврилко Стефанов Ведерниковых и все крестьяне того Николаевского приходу. В нынешнем Гсдрь 207-м году маия в 7 де(нь), мы нищие твои богомольцы церковь Николаевскую покрывали тесом вновь, потому что об(в)етщала и по се число кровля недоверщена. И того ж числа, и приходу того ж Николаевского бобыль Митка Ярафиев на ту церковь сошел нутром шатра до маковицы и сверху обвалился на потолок церковный внутрь шатра, и убился до смерти. Милостивый Гсдрь Преосвященный Александр архиепископ Великоустюжеский и Тотемский, пожалуй Гсдрь нас богомольцов и сирот своих, благослови в той Николаевской церкви вечерни и утренни петь, и Божественная литургия служить, и о том свой милостивой указ на сей челобитной подписать. Гсдрь светел, смилуйся пожалуй.

207 г. маия в 19 де(нь) Преосвященный Александр архиепископ Великоустюжский и Тотемский слушав сей челобитной указал по правилом Святых Апостол и отец и справясь служить.

Николаевской церкви поп Логин вместо старосты Семена Федорова Смиреникова и всех крестьян детей своих духовных руку приложил


Примечания: 1) Гсдрь = Государь; 2) 207 год = 5207 год от сотворения мира = 1699 год от Рождества Христова; 3) в связи со смертью человека в храме службы в нём были прекращены; видимо, до решения вопроса о необходимости переосвящения.

Источник: РГАДА. Ф. 1206. Оп. 2. Д. 192. Л. 1-1об.


Челобитные церковных старост и прихожан архиепископу Иосифу о назначении на церковные должности

1706 г.

Государю Преосвященному Иосифу, архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому бьёт челом сирота твой Устьевской волости Григорей Алексеев Заозерских. В нынешнем, Государь 1706м году, апреля в 24 де(нь) выбрали меня сироты Дроковановы Кулиги к Николаевской церкви церковные старосты Иван Минин Горочных, Осиф Семенов Богдановых с мирскими людьми к той Николаевской церкви во дьячки на место прежнего дьячка Тимофея и приговорили за своими руками, дали, милостивый Государь Пеосвященный Иосиф, архиепископ Великоустюжский и Тотемский, пожаловали меня, сироту своего. Вели Государь у той Николаевской церкви быть во дьячках, на прежде бывшаго дьячка Тимофея (место) и о том дать новоявленую память из своего Казенного приказу. Государь Великий Светлейший, смилуйся.

(Помета на обороте листа) 1706 г. маи в 4 де(нь) Проесвященный архиепископ слушав сего челобитья указал дать новоявленую память.


Источник: РГАДА. Ф. 1206. Оп. 2. Д. 420. Л. 115-115об.

Подготовка текста: Сергей Геннадьевич Бобров

Помощь в публикации: Вадим Николаевич Заозерский