Печенгская Спасская пустынь
РФ: ур. Баклановская, Кокшеньгское с/п, Тарногский р., Вологодская обл.
Приход: Верхкокшенгская Воскресенская церковь
Часть 1. Упразднённые монастыри и пустыни, информация о которых имеется в трехтомнике Зверинского В.В.
На территории Тарногского района Вологодской области
66. Спасская Печенгская мужская пустынь,
Всехсвятская Печенгская мужская пустынь
Описание Зверинского В.В. № 10531
«Печенгская или Печенская - Спасская, мужская пустынь, ныне село Монастырь или Баклановское, Вологодской губернии в северной части Тотемского уезда Шевденицкой волости, близ границы Вельского уезда верстах в 150 от Тотьмы, при речке Печенге2, принадлежащей к верховьям речек Кокшеньги и Илезы. По переписи 1678 года в ней была церковь во имя Всемилостивого Спаса, до издания штатов состояла приписною к Николаевскому-Маркушевскому монастырю, лежащему верстах в 50 к югу, и в 1764 году обращена в приход».
Уточнения и дополнения к описанию
Местоположение
Спасо-Печенгская пустыня находилась на правом берегу реки Печеньги. В настоящее время на месте бывшей Спасо-Печенгской пустыни - урочище Баклановская в Тарногском районе Вологодской области.
В «Церковно-историческом атласе Вологодской области»3 - лист карты № 34 шифр 9-19. На карте Стрельбицкого Спасский Печенгский погост назван ошибочно Печенгским-Воскресенским4 (лист № 69).
Пустынь
Спасо-Печенгская пустынь основана в начале 17-го века в Важском уезде5. В 1619 году появился в Верхкокшенской волости старец Матвей. С собой он принёс чудотворную икону Спаса Всемилостивого и Всех Святых. В глухом лесу на Печеньге Матвей построил часовню во имя Спаса Всемилостивого (Преображения Господня) и Всех Святых, поэтому и пустынь в документах 17-го века иногда называлась Спасской, иногда - Всехсвятской.
Окрестные жители были заинтересованы в существовании поблизости монастыря, они доброжелательно отнеслись к Матфею и хотели, чтобы и после смерти старца жизнь в монастыре продолжалась. Михаил Богословский писал6: «Монастыри играли роль как бы своеобразных страховых учреждений, страховавших как на случай смерти, так и на случай старости. Гарантия в обоих этих случаях приобреталась посредством особой юридической сделки - вклада. Вкладом называлось условное пожертвование в монастырь движимого или по большей части недвижимого имущества. Вклады бывали двоякого рода: на помин души и на пострижение. За вклад на помин души монастырь обязывался вписать имя вкладчика или его родных в свой синодик и поминать эти имена на различных службах, смотря по условию. Это и было, таким образом, обеспечение души в загробном мире. Вклад на пострижение служил обеспечением на случай старости или инвалидности. Чувствуя приближение старости, а иногда и очень заблаговременно, посадский человек или крестьянин делал монастырю вклад, за который монастырь обязывался принять жертвователя в тот момент, когда жертвователь пожелает, и постричь его или содержать без пострижения».
В январе 1621 года7 с разрешения вкладчиков в пустыни при часовне с чудотворной иконой Спаса Всемилостивого и Всех Святых селятся старцы Филарет и Антоний. В 1623 году монахи подают челобитную царю Михаилу Федоровичу. Они сообщают, что фактически Спасская пустынь на Печеньге в черном лесу существует с 1619 года, однако документов у них нет. Старцы просят дать им грамоту на земли (для построек и на «прокормление»), указывают предполагаемые границы своих угодий8.
В 1627 году построена холодная Всехсвятская церковь, кельи и деревянная ограда. В этом же году от царя Михаила Федоровича получена грамота на владение землями вокруг монастырька9. Западная граница земельных угодий проходила по болотам, где брали начало речки Тикова и Яхреньга, впадающие в Печеньгу и ограничивающие правобережные земли с севера и юга. На левом берегу Печеньги граница земельных угодий шла по рекам Тамушка, Саломянка, далее по реке Илеза вниз, захватывая сенокосы по Ершовке и Маюшке, далее граница шла по речке Сивеж, затем по Ширбаю до Илезы, по Илезе вниз и далее по дремучему лесу до устья Тиковы на противоположной стороне Печеньги. Монастырская деревня была одна - Дурневская. Четырёхдворная деревушка находилась в 15 верстах от пустыни при впадении Печеньги в Кокшеньгу.
После 1652 года построена теплая Спасская церковь. Главный престол освятили в честь Преображения Господня, придел Спасской церкви - во имя святителя Филиппа10. В переписных книгах 1678 года имеется такая запись: в Важеском уезде в Кокшенгской четверти пустыня на реке Печенга, в ней храм Всемилостивого Спаса с приделом святителя Филиппа митрополита Московского, другой храм Всех Святых. В это время в пустыни в трёх кельях проживали три старца. В писцовых книгах 1685 года отмечены на территории пустыни две прежние деревянные церкви, ветхая часовня, построенная ещё старцем Матвеем, и колокольня на столбах, с пятью колоколами. Монастырь окружала уже обветшавшая деревянная ограда. В 1685 году келий шесть, две кельи свободны, четыре заняты строителем, иеромонахом и двумя старцами.
В 1687 году деревня Комлевская11 с небольшим соляным заводиком отдана Спасо-Печенгской пустыни во временное пользование. Имеется документ - память строителя Московского подворья Соловецкого монастыря старца Мефодия о передаче Комлевской на то время, пока не приедут соловецкие приказные старцы.
Настоятелями Печенгской пустыни всегда были строители12. Павел Строев дает их имена, начиная с 1646 года и заканчивая 1738 годом13. Настоятели избирались вкладчиками и братией на год и в конце срока обязательно отчитывались о своей деятельности. Строитель находился под постоянным контролем братии и вкладчиков и советовался с ними по всем вопросам: монастырское строительство, монастырские покупки и продажа, вклады в монастырь и выдача ссуд, прием вкладчиков на жительство в монастырь и выделение земли из монастырских владений крестьянам.
Количество монахов в Печенгской пустыни не превышало 7 человек. Каждый монах имел свою келью и свой надел земли. В пустыни имелись конюшня и скотный двор. Занимались старцы рыбной ловлей, бортничеством, огородничеством, выкашивали луга в поймах речек, сеяли овес и рожь.
Монахи были заинтересованы, чтобы на их землях селились крестьяне. Вновь прибывшие поселенцы обещались жить в мире с монахами и другими крестьянами, ранее поселившимся возле монастырька. Новосёлы строили дома и хозяйственные постройки; земли им выделялось столько, сколько могли освоить.
Имущественных споров у верхкокшенгских крестьян и печенгских монахов не было: пустыня находилась далеко от населенных пунктов, крестьяне и монахи не посягали на земли друг друга. Многие жители Верхкокшенгской волости и двух соседних - Озерецкой и Илезской - были вкладчиками Спасской пустыни.
После 1738 года Спасо-Печенгская пустынь потеряла самостоятельность и была приписана к Маркушевскому монастырю. Это событие произошло при маркушевском настоятеле Филарете, он управлял Маркушевским монастырем с 1734 по 1743 год. В 1744 году за Спасо-Печенгской пустыней числилось 5 крестьянских душ. В 1753 году построена и в 1757 году14 освящена Всехсвятская церковь15. В 1764 году пустыня упразднена.
Приписная церковь
Спасская16 и Всехсвятская церкви приписаны к ближайшей приходской Воскресенской Верхкокшенгской церкви.
В 1916 году17 в деревне Монастырь (Баклановская) были деревянная холодная однопрестольная Всехсвятская Печенгская церковь и древняя часовня. Службы в приписной церкви проводились по усмотрению священника Воскресенской Верхкокшенгской церкви. Обязательной была церковная служба во вторник после недели Всех Святых. В советское время церковь в деревне Баклановской закрыта.

Через 222 года после освящения Всехсвятская церковь сгорела.
Примечания
1 Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892.
2 Печеньга - правый приток Кокшеньги.
3 Церковно-исторический атлас Вологодской области: / Автор-составитель Македонская Н.М. / Вологодское Православное Духовное училище. - Вологда: Древности Севера, 2007.
4 Вокресенским был приход, Спасская Печенгская церковь была приписана к Воскресенской Верхкокшенгской церкви.
5 Важский уезд в те времена делился на 4 чети (четверти) - Шенкурскую, Подвинскую, Верховажскую и Кокшенгскую, с 1757 года делился на две половины - Шенкурскую и Верховажскую. Территория современного Тарногского района (Кокшеньга) относилась к Кокшенгской четверти, с 1757 года - к Верховажской половине.
6 Монастырь и общество на Севере. // Богословский Михаил. Земское самоуправление на русском севере в 17 веке. - М., 1909 (С. 82).
7 Акты Холмогорской и Устюжской епархий. Часть 2. - СПб., 1894 (Стб. 347).
8 Для получения грамоты на землю предполагаемые земельные угодья нужно было обследовать (отмечалось, свободны ли земли, указывалось, сколько леса строевого, сколько дровяного, переписывались речки, озера и луга в поймах речек).
9 Сборник грамот коллегии экономии. Том 2. Грамоты Двинского, Кольского, Мезенского и Важского уездов. - Л., 1929 (С. 764).
10 Митрополит Московский Филипп канонизирован в 1652 году.
11 Комлевская находилась через реку от Дурневской.
12 Иногда допускалось совмещение должности казначея и строителя.
13 Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей монастырей РПЦ. - СПб., 1877 год (№ 37 Стб. 772).
14 В разных клировых ведомостях даны разные годы освящения церкви - 1756, 1757, 1758.
15 Первая Всехсвятская церковь, построенная в 17 веке, была без колокольни. Последняя Всехсвятская - холодная однопрестольная церковь с колокольней в одной связи.
16 Теплая Спасская церковь в клировых ведомостях 19 века не упоминается. Сгорела?
17 ГАВО. Фонд 496 опись 4 дело 783.
Дополнительные материалы
Македонская Н. М. Печенгская Спасская мужская пустынь.
Дата последнего обновления: 29.05.2025