Дружинина Долговицкая Зосимо-Савватиевская пустынь
РФ: урочище между дд. Проневская и Гавриловская, Тарногский р., Вологодская обл.
Приход: Долговицкая Троицкая церковь
Часть 1. Упразднённые монастыри и пустыни, информация о которых имеется в трехтомнике Зверинского В.В.
На территории Тарногского района Вологодской области
64. Дружинина1 Долговицкая2 Зосимо-Савватиевская мужская пустынь
Описание Зверинского В.В. № 7873
«Дружинина Зосимо-Савватиевская, мужская, ныне деревня Дружинина Пустынь Вологодской губернии, Тотемского уезда, в 110 верстах к северо-востоку от Тотьмы, на правом берегу Кокшеньги. По преданию основана в половине 17-го столетия крестьянином Дружиною из села Долговицкого, находящегося верстах в 8 выше пустыни по реке Кокшеньге. В 1692 году ею управлял строитель Авраамий. До 1764 года была приписана к Маркушевскому монастырю, а по штатам 1764 года - к Долговицкому приходу».
Уточнения и дополнения к описанию
Местоположение
Дружинина пустынь находилась на правом берегу реки Кокшеньги северо-западнее деревни Проневской. В настоящее время место пустыни в урочище Борок между правыми притоками Кокшеньги (речки Пажма и Щенята) в Тарногском районе Вологодской области обозначено памятным крестом.

В «Церковно-историческом атласе Вологодской области»4 место Дружининой пустыни показано на листе карты № 33 шифр 5-19. На карте Стрельбицкого Дружинина Пустынь - на листе № 70.
Пустынь
Дружинина пустыня основана в 17 веке5. Мясников Матвей Николаевич, ссылаясь на данные переписных книг 1678 года, писал о Дружининой пустыни: «церковь в пустыни построена в 1574 году»6. В 1574 году крестьянин Дружина7 построил храм, в 17 веке по желанию местных жителей при уже существующей церкви образовалась пустынь.
Михаил Богословский писал8: «На севере монастырь не рассматривался только как место аскетического подвига; он в значительной мере был заведением общественного призрения. Монастырь играл роль приюта или богадельни. Посадский человек или крестьянин находил себе прибежище и успокоение на старости лет под монашеской рясой или в качестве бельца, живущего в тиши монастырской ограды. С этой именно целью: доставить приют своим членам, хлопотали иногда об основании монастырей и давали им средства на содержание сами городские или сельские общества».
Возможно, первые монахи, поселившиеся в Дружининой пустыни - бывшие насельники Соловецкого монастыря9. Монахи Дружининой пустыни с 1665 года владели деревней Жалинской10. В обители в 1678 году стоял один храм и две кельи, в которых проживали строитель Матвей, монахи Дионисий и Феодосий. Дружинина пустыня никогда не была многонаселенной и богатой, управляли монастырьком всегда строители. Павел Строев называет их имена с 1692 по 1709 год11.
В 18 веке Дружинина пустынь приписана к Маркушевскому монастырю12. В 1727 году в Дружининой пустыни жили три монаха и три трудника. В 1744 году за ней числилось всего 6 душ крестьян. В 1764 году Маркушевский монастырь и приписная Дружинина пустыня упразднены. Бывшая монастырская Зосимо-Савватиевская церковь13 приписана к приходской Троицкой Долговицкой церкви14.
После упразднения
Перед революцией 1917 года в деревне Дружининой Пустыни за оградой находилась сиреневая деревянная церковь с колокольней, построенная в 1909 году.
Сторожа жили в двух сторожках. Для богомольцев имелись два деревянных двухэтажных дома, для торговцев - 15 торговых лавок и келья, пожертвованная в 1913 году крестьянином Иваном Кузнецовым.
В нескольких избушках издавна обитали на подаяния старцы и старицы - нищие бесприютные старики и старухи. Среди них был крестьянин Иван Вячеславов, считавший себя потомком основателя пустыни Дружины Вячеславова15.
Земля под церковью и постройками числилась в собственности крестьян Долговицкой волости. Святыня Дружининой пустыни, чудотворная икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, хранилась в Долговицкой церкви, в Зосимо-Савватиевскую церковь приносилась накануне ярмарки16. Службы в Зосимо-Савватиевской приписной церкви шли по воскресеньям, служил долговицкий священник. В советское время церковь закрыта.
Примечания
1 Название по имени основателя.
2 Волость Долговицкая.
3 Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892.
4 Церковно-исторический атлас Вологодской области: / Автор-составитель Македонская Н.М. / Вологодское Православное Духовное училище. - Вологда: Древности Севера, 2007.
5 Евгений (Болховитинов), митрополит. Список монастырей, прежде бывших и ныне существующих в Вологодской епархии. // Вологодские епархиальные ведомости за 1864 год, № 4 (С. 106).
6 Мясников М.Н. Исторические сведения о Кокшеньге. // Вологодские епархиальные ведомости за 1905 год, №№ 10, 13 (С. 257, 258, 272).
7 Бурцев Евлампий. К истории Кокшенгского края. // Вологодские епархиальные ведомости за 1899 год, № 19 (С. 458-460).
8 Михаил Богословский. Земское самоуправление на Русском Севере в 17 веке. - М., 1909 (С. 81).
9 В верховьях Кокшеньги в деревне Комлевской Соловецкий монастырь имел небольшой соляной заводик.
10 Угрюмов А. Кокшеньга. Историко-этнографические очерки. - Архангельск, 1992 (С. 113). Мясников М.Н. называет деревню Жилинской.
11 Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей монастырей РПЦ. - СПб., 1877 год (№ 46 Стб. 776).
12 Маркушевским монастырем с 1708 года управлял строитель Иона Угрюмов, а в 1711 году он уже игумен. Может быть, повышение в чине и было связано с припиской к монастырю Дружининой пустыни.
13 ГАВО. Фонд 496 опись 4 дело 786.
14 Дружинина пустынь находилась в полутора верстах от приходской церкви.
15 По рассказам крестьянина Вячеславова И.С., новгородец Дружина Вячеславов - потомок князя Вячеслава Чешского, послан был Великим князем Иваном Васильевичем (дедом Ивана Грозного) на Кокшеньгу с целю просвещения кокшаров, поселился в Долговицах, устроил пустыню, перед смертью постригся в монашество с именем Иоасаф, младший сын его Вячеслав жил в Проневской, перед смертью тоже постригся в монахи с именем Иосиф. Евлампий Бурцев называл эту историю баснословной.
16 Ярмарка проводилась 27 сентября, в день памяти преподобного Савватия Соловецкого. Крестьяне из ближних и дальних мест приводили для продажи и по обету лошадей, коров, овец.
Источники
Македонская Н. М. Дружинина Долговицкая Зосимо-Савватиевская мужская пустынь.
Дата последнего обновления: 27.05.2025