Агапитов Маркушевский Николаевский монастырь
РФ: д. Заречье, Тарногский р., Вологодская обл.
Приход: Маркушевская Благовещенская церковь
Часть 1. Упразднённые монастыри и пустыни, информация о которых имеется в трехтомнике Зверинского В.В.
На территории Тарногского района Вологодской области
65. Агапитов Маркушевский Николаевский мужской монастырь,
Агапитова мужская пустыня
Описание Зверинского В.В. № 9891
«Николаевский-Маркушевский-Агапитов или Муркушевский, мужской, ныне Подмонастырская слобода Вологодской губернии Тотемского уезда, в 115 верстах к северо-востоку от Тотьмы, при впадении речки Маркушевки в речку Тарногу с левой стороны. Основан в 1576 году преподобным иноком Агапитом по чудному явлению ему во время болезни иконы святителя Николая, называемой Великорецкою. Преподобный был убит в 1584 году крестьянами, бросившими тело его в Уфтюгу; но потом братия монастыря разыскала его и положила здесь; память его чтится 21 мая, в день убиения. В церкви сохранилась копия с иконы святителя Николая Великорецкого, принесённой преподобным Агапитом. Упразднён в 1764 году».
Уточнения и дополнения к описанию
Местоположение
Находилась на левом берегу реки Маркуши при её впадении в реку Тарногу. Ныне - деревня Заречье Тарногского района Вологодской области.
В «Церковно-историческом атласе Вологодской области»2 место бывшего монастыря показано на листе карты № 34 шифр 12-19. На карте Стрельбицкого Маркушевский погост назван Макрушевским (лист № 70).
Пустынь3
Основатель пустыни - местночтимый святой преподобномученик Агапит Маркушевский, празднуется соборная память4. В 1576 году инок Сольвычегодского Борисоглебского монастыря Агапит после исцеления от тяжелой болезни пришел на реку Маркуша в Кокшенгской четверти Важского уезда, чтобы основать там обитель. С ним был список с явленной ему во время болезни и спасшей его Великорецкой иконы Николая Чудотворца5, который и указал чудесным образом место будущего монастыря.
Старец Агапит построил келью и часовню для иконы. В 1578 году Агапит и присоединившиеся к нему иноки срубили две церкви и перенесли Великорецкую икону святителя Николая Мирликийского из часовни в холодную однопрестольную Николаевскую церковь. Придел теплой Благовещенской церкви посвятили праведному Прокопию Устюжскому Христа ради юродивому. В этом же году от царя Иоанна Грозного получено разрешение на владение необжитыми землями вблизи пустыни и на строительство мельницы в 40 верстах западнее обители на реке Лохта в густонаселенном месте. Благосостояние пустыни быстро крепло.
Местные жители завидовали хозяйской хватке строителя Агапита и боялись, что монастырь заберёт все их земли. 21 мая 1584 года, во время поездки на мельницу в Лохту, Агапит Маркушевский был убит крестьянами деревни Каликино6 и тело его сброшено в реку Уфтюгу. Убийцы были найдены и казнены. Похоронили старца Агапита между церквями в его пустыни, поставили над могилой часовню.
В 1587 году7 строитель Иерон с братией получили новую грамоту об отводе земель для Агапитовой пустыни. Теперь монастырских владений прибавилось. С запада земли Агапитовой пустыни ограничивала речка Коржа, Коржа впадала в Тарногу, далее западная граница проходила в низовьях Лондушки. На севере земли простирались до Семчужного озера в диком лесу. На востоке граница земель Агапитовой пустыни отмечена верховьями речек Семчуга, Лондушка и далее шла по Токушке до реки Тарноги. Река Тарнога ограничивала земли пустыни с юга и доходила до верховья Коржи. В 1599 году строитель Боголеп и братия получили жалованную грамоту на деревни Федоровскую и Исаковскую в Ромашевской волости и Тимошинскую в Заборской волости. В этом же году построена новая Николаевская церковь вместо первой, обветшавшей8.
В 1615 году пустыня разорена поляко-литовцами. К 1620 году монастырь восстановился. На территории красовались 2 церкви: теплая Благовещенская с приделом праведного Прокопия Устюжского и холодная Николаевская. В 12 кельях жили 15 старцев, имелась гостиная келья. На Лохте и Тарноге стояли мельницы. На вновь освоенных монастырских землях возникли починки: Нестеровский, Андреевский, Баклановский, Слободка - на реке Тарнога; на берегу Лондушки9 располагались починки Милогорский, Криулинский, Кузнецовский, Черепановский, Черняковский.
В 16-17 веках Агапитовой пустыней управляли строители10, в 18 веке - игумены. Первый игумен - Иона Угрюмов был настоятелем Маркушевского монастыря с 1708 по 1720 год. При нем в 1717 году построена новая Благовещенская церковь.
В 1754 году убит крестьянами игумен Кесарий, управлявший Маркушевской обителью с 1751 года. При его настоятельстве в 1752 году случился большой пожар в монастыре: Николаевская и Благовещенские монастырские церкви сгорели до основания. В 1754 году построена теплая Благовещенская церковь с трапезной, через 4 года построена холодная Николаевская11 церковь с приделом праведного Прокопия Устюжского.
К монастырю в 18 веке были приписаны три пустыни: Дружинина Зосимо-Савватиевская, Печенгская Спасская и Бабозерская Николаевская, к середине 18 века за Маркушевским монастырем числилось 290 душ крестьян. Перед упразднением монастыря на его территории стояли две деревянные церкви и колокольня 1758 года постройки в отдельном здании; монастырь окружала высокая ограда с двумя воротами. В 1764 году Агапитов Маркушевский Николаевский монастырь вместе с приписными пустынями упразднен.
Приходская церковь
Из монастырских деревень образовались два прихода: Маркушевский приход с Благовещенской церковью и Лондужский приход с Ильинской церковью.
В 1916 году12 в селе Маркуша Тотемского уезда была приходская теплая кирпичная двухпрестольная13 Благовещенская Маркушевская церковь, построенная прихожанами в 1858-1874 годах. В советское время церковь в Маркуше разрушена.
Примечания
1 Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892.
2 Церковно-исторический атлас Вологодской области: / Автор-составитель Македонская Н.М. / Вологодское Православное Духовное училище. - Вологда: Древности Севера, 2007.
3 Суворов Н. И. Воспоминание о Маркушевском Николаевском монастыре, бывшем в Тотемском уезде. // Вологодские епархиальные ведомости за 1878 год, №№ 12, 13 (С. 224-234, 247-249).
4 Верюжский Иоанн. Исторические сказания о жизни святых подвизавшихся в Вологодской епархии прославляемых всею церковью и местночтимых. - Вологда, 1880 (С. 539).
5 Великорецкая икона святителя Николая Чудотворца обретена в 1383 году на берегу реки Великой - притоке Вятки.
6 Бурцев Евлампий. К истории Кокшенгского края. // ВЕВ за 1899 год, № 20 (С. 497-498).
7 Сборник грамот коллегии экономии. Том 2. Грамоты Двинского, Кольского, Мезенского и Важского уездов. - Л., 1929 (С. 659, 660, 665, 667, 677, 679, 694-701, 732, 733).
8 Мясников М.Н. Исторические сведения о Кокшеньге. // ВЕВ за 1905 год, № 10 (С. 272-273), № 13 (С. 258).
9 Лондушка - левый приток Тарноги.
10 Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей монастырей РПЦ. - СПб., 1877 год (№ 41 Стб. 774).
11 Деревянная Николаевская церковь упразднена в 1874 году, разобрана в 1899 году.
12 ГАВО. Фонд 496 опись 4 дело 783.
13 В теплом храме - престолы Благовещения Пресвятой Богородицы на южной стороне и праведных Прокопия и Иоанна Устюжских на северной стороне, в холодном храме - престол святителя Николая Мирликийского. Мощи преподобномученика Агапита покоились под спудом у южной стены холодного храма каменной церкви. В этом же храме хранилась чудотворная явленная икона - копия с иконы святителя Николая Мирликийского «Великорецкая».
Дополнительные материалы
Македонская Н. М. Агапитов Маркушевский Николаевский мужской монастырь.
Воспоминания о Маркушевском Николаевском монастыре, бывшем в Тотемском уезде Вологодской епархии. // ВЕВ. 1878. №№ 12, 13. Приб.
Малевинский А., свящ. Описание бывшего Николаевского Маркушевского монастыря. // ВГВ. 1849. №№ 44-47.
Романова А. А., Биланчук Р. П. "Сказание о явлении Великорецкого образа святителя Николая", преподобный Агапит и Николаевский Маркушевский монастырь. // Вестник церковной истории. 2009. № 3/4(15/16).
Следников Н. В местах священных по воспоминаниям о преподобном Агапите Маркушевском. // ВЕВ. 1905. № 17. Приб.
Степановский И.К. Вологодская старина (историко-археологический сборник). - Вологда, 1890.
Дата последнего обновления: 27.05.2025