Православные приходы и
монастыри Севера



Подольная Успенская пустынь

РФ: д. Подольное, Усть-Кубинский р., Вологодская обл.

Приход: Подольская Успенская церковь

Яндекс-карта | Справочник

Македонская Н.М. Из книги «Упразднённые монастыри и пустыни, существовавшие на территории Вологодской области (краткий справочник)».

Часть 1. Упразднённые монастыри и пустыни, информация о которых имеется в трехтомнике Зверинского В.В.

На территории Усть-Кубинского района Вологодской области

71. Подольная Успенская мужская пустынь,
Подольный Николо-Успенский мужской монастырь

Описание Зверинского В.В. №1058 1

«Подольный-Успенский-Николаевский, мужской, ныне погост Успенский-Подольский Вологодской губернии Кадниковского уезда Заболотско-Юковской волости, в 80 верстах к северо-западу от Кадникова и в 4 верстах от деревни Погореловой, где находится волостное правление. Уже существовал в 17 столетии, когда упоминается игумен Авраамий в 1617 году. В 1718 году принадлежал к числу состоятельных в епархии, и в 1732 году здесь было 10 иноков. В 1764 году упразднён и обращен в приход».

Уточнения и дополнения к описанию

Местоположение

Подольный монастырь находился на левом берегу реки Уфтюги. Ныне - развалины кирпичной церкви в деревне Подольное Усть-Кубинского района Вологодской области.

В «Церковно-историческом атласе Вологодской области»2 - лист карты № 69 шифр 13-21. На листе 55 карты Стрельбицкого Успенский Подольный погост пропущен.

Монастырь

Основатель Подольного монастыря - постриженик Кирилло-Белозерского монастыря Герман, единомышленник Нила Сорского, противник монастырского землевладения, нестяжатель.

Монах Нил (в миру Николай Майков) вернувшись с Афона, устроил на речке Соре в 15 верстах от Кирилло-Белозерского монастыря пустынь по скитскому типу, когда «отшельники по двое, много трое, ведут минимальное огородническое хозяйство, делая всё своими руками. От мира принимают только милостыню на злободневные нужды. Чтобы пресечь стяжательство по мотивам кормления бедного люда, преподобный Нил учит, что дело отшельника только питание духовное…»3.

В 15 веке последователи Нила Сорского уходили из больших общежительных монастырей-вотчинников и селились в собственных безземельных пустыньках вблизи Кирилло-Белозерского монастыря. Это была территория Белозерского уезда, поэтому отдельные пустыньки назывались белозерскими. Места этих пустынек неизвестны, но известны имена старцев-нестяжателей: Порфирия4, Христофора5, Артемия6, Феодорита7 и некоторых других. Герман оставил Кирилло-Белозерский монастырь в 1501 году и провел несколько лет в одной из таких белозерских пустыней.

На церковном соборе 1503 года игумен Нил Сорский отстаивал идею нестяжательства монастырей и невмешательства Церкви в дела государства. Ему оппонировал игумен Успенского Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий, считавший, что монах должен быть беден, но монастырь должен быть богат, и Церковь должна влиять на власть. Сторонников монастырских вотчин на соборе оказалось большинство.

После смерти Нила Сорского в 1508 году8 Герман Пустынник ушёл в Вологодский уезд, поселился на низком берегу реки Уфтюги и жил там отшельником. В севернорусских говорах сырые поймы речек называются подолом9, поэтому Германову пустынь окрестные жители звали Подольной, а его самого - Подольным. Ещё в белозерье инок Герман начал вести летопись.

Этот дневник - «Германов сборничек» обрывается 1510-м годом. События, относящиеся к Подольному монастырьку, записаны в 1509-1510 годах. Неизвестно, когда и где скончался Герман Пустынник. На Соборе 1531 года многие последователи Нила Сорского были осуждены. Возможно, Герман Подольный вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1533 году там умер некий старец Герман.

Подольный монастырь со временем обзавёлся вотчиной. Благодетельствовали Подольной обители заозерские князья Пенковы10. Родоначальник Пенковых Данила Александрович Пенко (сын ярославского князя Александра Федоровича Брюхатого) скончался около 1520 года. Князь Данила - и есть тот самый Пенко, имя которого упоминается в письме Герману от его товарища по белозерской пустыни. Белозерский инок, имя которого неизвестно, просил Германа вернуться в белозерье и «не держать совета» с Пенко. Подаренные князьями Пенковыми земли и деревни Подольного монастыря располагалась по обеим берегам Уфтюги.

После польско-литовского разорения 1613-1615 годов обитель восстановилась. В 1630 году11 на территории монастырька стояли холодная Успенская и теплая с трапезой Николаевская церкви, игуменская келья и 10 братских келий. За оградой монастыря располагалась конюшня, коровники находились в деревнях Семкино, Родионово, Шоборово. Монастырь имел рыбную ловлю на Уфтюге и Кубенском озере. Две мельницы стояли на Копаном ручье.

В 1677 году12 на территории обители находились холодная Успенская церковь с приделом Димитрия Прилуцкого и теплая Николаевская; за монастырем числились 56 крестьянских и бобыльских дворов. В документах 16-17 веков монастырь часто называется Николо-Подольным.

Управляли монастырем игумены, изредка - строители. Павел Строев даёт имена настоятелей с 1617-го по 1738 год13. В 1702 году количество дворов уменьшилось до 49-и. Перед упразднением в монастыре проживали 2 монаха и 2 бельца, за ним числились 182 души крестьян. В документах в это время он называется Успенским Подольным14. В 1764 году Подольный монастырь Вологодско-Белозерской епархии упразднен.

Приходская церковь

Церковь обращена в приходскую. Приписаны 10 дворов от Уфтюгской Трифоновой церкви и 30 дворов от Николаевской Заболотской15.

В 1916 году Успенская Подольская (Подольная) приходская церковь в селе Подольном Кадниковского уезда располагалась в двух зданиях. Холодная деревянная Успенская церковь построена в 1742 году монахами. Теплая кирпичная Михаило-Архангельская церковь построена в 1822 году прихожанами. В советское время церкви закрыты, деревянная церковь утрачена.

Примечания

1 Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892.

2 Церковно-исторический атлас Вологодской области: / Автор-составитель Македонская Н.М. / Вологодское Православное Духовное училище. - Вологда: Древности Севера, 2007.

3 Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Том 1. М., 1993 (С. 411).

4 О Порфирии известно, что в 1521 году он назначен игуменом Троице-Сергиевой лавры, а в 1524 году заключен в темницу. После освобождения старец вернулся в свою белозерскую пустынь, в которой он подвизался до игуменства.

5 С Христофоровой пустыней связано имя князя Василия Ивановича Патрикеева, в 1499 году насильно постриженного в монашество в Кирилло-Белозерском монастыре с именем Вассиан. Обвинённый в ереси, Васьян Косой (прозвище князя) в 1531 году заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь, где его вскоре уморили.

6 В 1536 году в Порфириевой пустыни познакомились идеолог нестяжательства игумен Артемий и будущий просветитель лопарей инок Феодорит. В 1551 году Артемий - настоятель Троице-Сергиевой лавры, в 1554 году Артемий арестован в Порфириевой пустыни, в Москве он судим, как еретик, лишён сана и сослан на пожизненное заключение в Соловецкий монастырь. В 1555 году Артемий бежал в Литву.

7 Феодорит (основатель Усть-Кольского Троицкого монастыря) в 1554 году отрешён от архимандритства и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где полтора года терпел «ругань и бесчестие». В 1556 году Феодорита освободили благодаря заступничеству и просьбам многих именитых людей.

8 Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти 17 века. - СПб., 2006 (С. 162-165).

9 Чайкина Ю.И. Географические названия Вологодской области. Топонимический словарь. - Архангельск, 1988.

10 Черкасова М.С. Архивы вологодских монастырей и церквей 16-17 вв. - Вологда, Древности Севера, 2012 (С. 49, 50, 235-237).

11 Сторожев В.Н. Монастырское землевладение на Вологде по данным 1627-1630 годов. - 1909 год (С. 380-382).

12 Башнин Н.В. Приходно-расходные книги Вологодского архиерейского дома святой Софии и окладные книги церквей Вологодской епархии 17-18 века. - М.-СПб., 2016 год (С. 379, 696).

13 Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ. - СПб., 1877 год (№20, С. 762).

14 ГАВО. Фонд 496 опись 1 дело 2473.

15 Суворов Н.И. Исторические сведения об иерархах древнепермской и вологодской епархии. // ВЕВ за 1866 год, №24 (С. 916).


Дата последнего обновления: 24.06.2025