Православные приходы и
монастыри Севера



Нюхченский приход (Кемск)

РФ: Нюхчинское с/п, Беломорский р., Республика Карелия
РИ: Кемский у., Архангельская губ.

Приход состоял из д. Нюхченской (расположенной по обоим берегам р. Нюхчи) и д. Оштомозерской (31,5 версты от д. Нюхченской вверх по течению Нюхчи). В 1590 г. царь Федор Иоаннович пожаловал Нюхчу Соловецкому монастырю. В это время здесь стоял большой храм во имя свт. Николая, на его колокольне висел колокол в 100 пудов. Этот колокол в Смутное время, во время литовско-русских набегов на поморские селения, был утащен и оставлен в с. Толвуе.

Храм сгорел от удара молнии. Вместо него построена двухэтажная церковь с 4-мя престолами: в верхнем этаже во имя Живоначальной Троицы и Богоявления Господня, а в нижнем во имя свт. Николая и сщмч. Климента. Церковь сгорела в ночь с 8 на 9 мая 1770 г. по оплошности сторожа, который был за это наказан розгами на Никольской горе. В том же году начато строительство новой церкви. 13 октября 1883 г. церковь сгорела по той же причине, что и предыдущая. 19 октября 1883 г. началось строительство временной церкви в честь сщмч. Климента. Она была освящена 19 декабря.

По храмозданной грамоте от 31.3.1885 Преосвященного Нафанаила в 1886 г. началось строительство церкви на средства ораниенбаумского 2-й гильдии купца Алексея Вишневского, который 3 февраля 1886 г. был награждён за храмостроительство орденом св. Анны 3-й степени. В новой церкви было два престола: главный - в честь Богоявления Господня, второй - в честь Живоначальной Троицы, освящены в 1887 г.

Часовни: 1) в честь свт. Николая, построена в 1895 г. на месте явления вышеописанной иконы; 2) в честь прор. Илии на "Святой горе" (3 версты от прих. храмов). На эту гору можно было подняться только по узкой тропинке с западной стороны, где стояла часовня. При набегах поляков и литовцев гора служила убежищем для нюхченских жителей.

В приходе особо почиталась икона свт. Николая (9х7 вершков), врезанная в большую доску с изображением чудес святителя. Был сделан золоченый киот высотой 4 аршина, установлен у солеи, посредине храма. Икону называли явленной, Уккозерской. Внизу иконы находилась надпись: "Сей чудотворный образ Николая Чудотворца прославися чудесным явлением, в суземки у озера Уккозера. А оттуда перевезен по Указу Его Императорского Величества, благословением и резолюциею Его Пресвященства Иосифа всию прихотцкую церковь 1820 года февраля 29 дня. Устроен киот попечением священника Федора Федорова на усердно пожертвованную сумму 1822 г. мастером Федором Синицыным" (Цит. по: Краткое…, с. 147-148.). О явлени этой иконы нет сведений. В память перенесения ее с Уккозера в приходскую церковь 29 февраля читался акафист свт. Николаю.

Существовало предание о том, что один из польских панов, явившись в Нюхчу для грабежа и разорения, остановился у горы с западной стороны для ночлега со своими спутниками. В ту же ночь ему было видение, будто на его людей напал страх, так что они стали бросаться в озеро, находящееся рядом с горой, а сам пан ослеп. Проснувшись, он рассказал об этом видении своим сподвижникам и, заявив, что с этого времени он оставляет свое преступное ремесло, отправился к местному приходскому священнику и прнял от него крещение с именем Антипы и фамилией Панов. Впоследствии, живя в Нюхче, он освоил искусство мореплавания и, как опытный моряк, управлял судном Петра Великого и спас царя и всех его спутников от верной смерти в Унских рогах. Получив от царя в подарок фуражку, по предъявлении которой любому виноторговцу он мог пить вина бесплатно сколько угодно, Антипа Панов неумеренно пользовался этим правом и умер от пьянства.

В 10 и 18 верстах от Нюхчи располагались два раскольнических скита.

В 1885 г. приход был включен в состав Сумско-Нюхотского миссионерского комитета 1-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в сильной степени были заражены старообрядческим расколом).

Священники: Кузьма Колпаков (ум. в 1728 г.); его сын Матфей Козьмин Колпаков 1728-1739 г.г.; Иоанн Матфиев Колпаков (овдовев, принял монашество с именем Иероним, был настоятелем Соловецкого монастыря в 1778-1793 г.г., скончался в Крестном монастыре в 1804 г.); Василий Филиппов Дунин 1756-1790 г.г.; Стефан Васильев Дунин 1790-1818 г.г.; Федор Федоров Федоров 1818-1837 г.г.; Иеремия Алексеев Попов 1837-1846 г.г.; Евсигний Матфиев Олехов 4.6.1847-март 1848 г.; Симеон Тимофеев Никитин март-июль 1848 г.; Михаил Иванов Никитин 10.7.1848-окт. 1849 г.; Иоанн Самуилов Келарев окт. 1849 г.-сент. 1851 г.; Иоанн Иванов Ульяновский 24.1.1852-26.11.1855; Иоанн Григорьев Алексеев нояб. 1856 г.-1859 г.; Александр Иннокентиев Попов дек. 1859 г.-июль 1884 г.; Николай Васильев Шангин 28.10.1884-дек. 1886 г. (определен на должность эконома при АДС).

Церковный староста: Степан Кичигин с 1887 г.

Источники

АЕИ. - 1885, №4, с. 11; 1886, №14, с. 26.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 146-150.


Дата последнего обновления: 01.07.2018

Священники

18521855Ульяновский Иоанн Иоаннович
18591884Попов Александр Иннокентиевич
(1886)(1886)Шангин Николай Васильевич
18871889Ивановский Алексей Иванов
18891894Титов Павел Екзакустодианович
18941905Костылев Александр Иоаннович
19051907Дорожаевский Иоанн Алексеевич
1908(1908)Зуев Павел

Псаломщики

18911897Артеев Григорий Иоаннович
18971898Шилов Павел
18981901Иоилев Илия
19011914Малевинский Иннокентий Васильевич
19141915Иоилев Симеон
19151917Баранкеев Иоанн Васильевич
1918(1918)Зуев Михаил

Послужные списки